Чтение художественной литературы по Н. А.
Коротковой
"Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста"
«На развитие ребенка дошкольника должна работать сама
книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях.
Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. «Литература дает
нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни…
Незаинтересованное", но интересное чтение — вот что заставляет любить
литературу и что расширяет кругозор человека» Лихачев Д. С.
Художественная литература является универсальным
развивающе- образовательным средством Художественные тексты позволяют
эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии
связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют
возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности
детей: познавательно-
исследовательской, продуктивной,
игровой.
В работе с книгой перед воспитателем стоят
следующие задачи:
1.
подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего
потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем чтобы они
увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к
окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
2. обеспечивать время и
обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных
текстов; воспитывать, обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и
непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку
к сосредоточенному слушанию книги;
3. обращаться к
художественным текстам при развертывании других культурных практик
(использовать тексты как смысловой контекст, обращаться к художественным текстам при
развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон
и стимул для продуктивной, познавательно исследовательской, игровой
деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами,
их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью
детей).
Для реализации развивающего потенциала художественной
литературы — чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка — воспитатель
должен использовать совокупность художественных текстов, определенным образом
подобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно
смысловой наполненности.
Организация чтения художественной литературы
·
Чтение книги должно проходить в
непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);
Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее
содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, — удивление,
изумление, сострадание и пр. Художественные произведения длительного чтения
следует читать несколько дней подряд, без перебивок; Воспитатель не должен
стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста
непосредственно после чтения;
·
Следует иметь в виду, что книга не только
несет в себе универсальное развивающее содержание, но и существует как вещь в
ее эстетическом качестве, как неотъемлемая часть предметной среды; Надо
учитывать, что для чтения старшим дошкольникам необходимы большие формы
художественных произведений (сказочные и реалистические повести, циклы
рассказов); В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие
детского сада с семьей.
Родители должны осознавать всю важность
Родители должны осознавать всю важность
каждодневного домашнего чтения ребенку вслух.
Кто много читает, тот много знает!
Делаем книги своими руками
РИСУЕМ СКАЗКУ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий